Капустные посиделки

Капустные посиделки
(из опыта работы музыкального руководителя Плиговка Виктории Петровны)
Музыкальная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Тематическое занятие с интеграцией образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».


Цель: воспитывать в детях любовь к народной культуре.
Интегрированные задачи:
• Образовательные: закрепление знаний детей о русском народном быте; закрепление понятия овощи (а именно: капуста);
Развивающие: развитие художественно-эстетическому вкуса через малые фольклорные формы (потешки, скороговорки, загадки и т.п.),
развитие речи, внимания, памяти, мышления;
Воспитательные: воспитание интереса и приобщение детей к народной культуре.
Оборудование: музейные экспонаты детского сада «Маячок» - «русская изба», музыкальный центр, детские шумовые инструменты.
Предварительная работа: экскурсия по музею детского сада «Маячок» -русская изба», разучивание пальчиковой игры «Мы капусту..», разучивание ритмического рисунка для игры шумового оркестра, разучивание игры «Я на камушке сижу».
Ход занятия.
Музыкальный руководитель пропевает приветствие «Добрый, день!».                                               Дети отвечают в ответ: «Добрый день, Виктория Петровна!»                                                                  Музыкальный руководитель: сегодня ребята мы с вами отправимся в далекое прошлое. Много на Руси было праздников. Самые радостные щедрые были осенью. Один из таких праздников на Руси назывался Капустница, и праздновали его в октябре. В этот день каждый хозяин назначал свой день уборки и рубки капусты. Он созывал на подмогу соседей, гостей. Отказать было нельзя это, считалось неуважением к хозяину. Помощники, приходя в дом, поздравляли хозяев с капустой как с праздником. Везде во дворах раздавался весёлый смех. А когда работа была закончена, все начинали веселиться. Надевали свои лучшие наряды, накрывали столы, а главным угощением на столе были блюда с капустой. Представим, что мы с вами оказались в простой русской избе. Хозяйкой этой избы сегодня буду я. Сегодня на мне одежда, которую носили в далекие времена. Назовите её.                                          Дети перечисляют (рубаха, фартук, платок, панёва).                                                              Музыкальный руководитель: самым главным предметом избы была, конечно, печка. Она и согреет, и накормит, и вылечит. Давайте посмотрим, какие предметы помогают хозяйке в приготовлении пищи. Я буду загадывать загадки, а вы показывать отгадки.

1. Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк,
Кашу сварит… (чугунок).

2. Не бык, а бодает, Не ест, а еду хватает. Что схватит – отдаёт, А сам в угол идёт…. (ухват).
3. Железная нога – это …..(кочерга).
Дети показывают отгадки- предметы быта , а музыкальный руководитель демонстрирует , как ими пользоваться.

Музыкальный руководитель: проходите к столу мои дорогие гости. У меня ещё есть для вас загадка (на столе приготовлен кочан капусты, накрытый полотенцем). Как надела сто рубах, захрустела на зубах.
Дети отвечают – капуста.

Музыкальный руководитель: нашинкуем капусты для пирога, но сначала правильно проговорим, как мы капусту готовим (дети произносят пальчиковую гимнастику).
Мы капусту рубим, рубим
Мы капусту мнём, мнём.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту жмём, жмём.

Музыкальный руководитель разрезает кочан капусты. Обращает внимание детей на рисунок среза у капусты. Каждый листочек прижат один к другому, получается упругий вилок.
Сегодня мы с вами разучим хоровод «Вейся, капустка!»
Музыкальный руководитель исполняет хоровод. Дети становятся вереницей и медленно начинают движение. Музыкальный руководитель двигается по спирали, всё туже завивая «капустный вилок». В последний момент разворачивается и раскручивает спираль в обратном направлении. Все приговаривают:
Вейся, вейся, капустка!
Вейся, вейся белая.
Как же мне, капустке, не виться,
Как же мне зимой не валиться!

Музыкальный руководитель: в нашей избе есть предметы, которые мы с вами используем в шумовом оркестре. Назовите их.
Дети: ложки.
Музыкальный руководитель: послушайте, как могут звучать чугунок , ухват, кочерга (исполняет). Я вам предлагаю вам взять их как инструменты в наш шумовой оркестр. 

Дети исполняют русскую народную мелодию «Как у наших у ворот».

Музыкальный руководитель: Предлагаю поиграть в нашу любимую игру «Я на камушке сижу…», а сторожить будем капусту.

Дети произносят считалочку и выбирают водящего – сторожа. Игра проигрывается три раза.

Музыкальный руководитель: Расскажите дети, где вы сегодня на занятии побывали, что делали? Дети отвечают.
Музыкальный руководитель: Прошу вас всех к моей печке подойти, посмотрим, что приготовила она в подарок .А вот это деревянная лопата мне поможет.

Музыкальный руководитель достаёт из печки капустный пирог и приглашает в группу на чаепитие.

Музыкальное настроение

 

 

 

    наступает праздничное настроение

 

 

Общероссийский рейтинг-2017

Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов

 

 

Музыкальные шутки

Внимание!Персональные данные участников публикуются на сайте проекта с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных». Документы (Соглашения об обработке персональных данных) хранятся в МБУ детском саду № 196 «Маячок» городского округа Тольятти. Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности»>>>.

Внимание!Персональные данные участников публикуются на сайте проекта с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных». Документы (Соглашения об обработке персональных данных) хранятся в МБУ детском саду № 196 «Маячок» городского округа Тольятти. Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности»>>>.