Сказкотерапия

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 196« Маячок»»
городского округа Тольятти


Использование технологии «Сказкотерапия»
в музыкальной и досуговой деятельности дошкольников

Составил
Музыкальный  руководитель
Плиговка Виктория Петровна
В современном обществе пронизанным экономическими проблемами, создаётся особый стиль жизни, который превращает многих в агрессивных и злобных людей. Дети как «губка» впитывают в себя взаимотношения взрослых. Они являются зеркалом своих родителей. Естественно, дети перенимают агрессивную модель поведения взрослых или замыкаются в себе. Гнев, злоба, месть разрушают общество. Однако подобный стиль жизни и взаимоотношений несообразен внутренней природе человека и поэтому приводит чаще всего к эмоциональной нестабильности, «разбалансировки» чувств, стрессу. Неудача, потеря, разочарование либо озлобляет человека, либо заставляют задуматься о том, чему раньше уделялось незначительное внимание. Автор известной методики и организации театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников Чурилова Э.Г. говорила о том, что «многие психологи, отмечая недостаток у детей наблюдательности, творческой выдумки, часто ставят диагноз: «недоиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. По данным Н.В. Самоукиной, в период психологической адаптации ребёнка к школе у 67 — 69 из 100 первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание… Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка… — это путь через игру, фантазирование, сочинительство». Одним из новых метод в современной практической психологии является метод сказкотерапии.
 Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствование взаимодействий с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич – Евстегнеева и т.д. Актуальность темы в том, что существуют противоречия в практике и теории воспитания детей; наблюдение игнорирования родителями чтения рассказов, сказок, домашнего чтения, просмотра детских передач и фильмов, посвященных духовно-нравственной проблеме. В наше время существуют следующие проблемы:
1. Существует много сказок жестоких, несущих в самом содержании насилие, подавление личности и другие негативные моменты
2. Сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов.
3. Сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, активного воспитания добрых чувств.
4. С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Ребенок чаще сидит у телевизора или у компьютера, чем с книгой. Собственно, этот аспект и стал основополагающим в создании концепции сказкотерапии. Ибо сказкотерапия – это терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные черты личности, нечто нереализованное. Когда говорят о том, что сказкотерапия – это лечение сказками, имеют в виду совместное с ребёнком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются психотерапевтическими.
Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
Актуальность данной темы заключается в том, что сказки – естественная составляющая повседневной жизни детей. Ребёнок, находясь в сказке, взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решения проблем, которые встают перед ним. Сказка побуждает ребенка переживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт. Каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.
Метод сказкотерапии действительно актуален в наши дни. Он привносит много полезного, помогает педагогам, родителям и, конечно же, самому ребенку справиться
с возникающими трудностями в развитии. Метод учитывает эмоциональный интерес к восприятию сказки. А этот интерес, соответственно, стимулирует вовлечение в сказку ребенка и становится основой для идентификации с ее героями. Сказка становится средством, которое позволяет ребенку понять, справиться со своими проблемами и переживаниями. Поэтому метод сказкотерапии способствует становлению ребенка как личности.
В своей книге «Путь к волшебству» (теория и практика сказкотерапии) Татьяна Зинкевич-Евстигнеева подробно остановилась на том, чем именно привлекательны сказки для психологической, терапевтической и развивающей работы. Глубинный смысл сказки и её мораль не дидактичны. В сказках нет прямых нравоучений, как например в баснях. «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок». Всем известно, что когда на нас кто-то психологически «давит», диктуя: «Делай именно так, а не иначе», оценивает наши действия, в душе (особенно детской) рождается протест желание сделать всё наоборот. Многие дети любят сказку «Три поросёнка». Особенно привлекательным для них является Старший Поросёнок, который умеет: и веселиться, и построить вовремя дом, и друзей приютить, и свою жизнь отстоять. Он очень гибко соотносит принцип удовольствия с принципом реальности, являясь примером социально адаптированного, творческого существа. Бессознательно идентифицируя себя со Старшим Поросёнком, ребёнок может научиться прогнозировать будущие проблемы и вовремя их решать, гибко совмещая удовольствия и необходимые дела. В сказке никто не учит ребёнка «жить правильно». События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребёнок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, закономерности, существующие в этом мире.
Лучше всего данное достоинство сказок проиллюстрирует восточная притча:
«Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель, я вынужден сообщить тебе печальную весть – ты потеряешь одного за другим всех своих близких!» Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и призвать другого толкователя. Тот, выслушав сон, сказал: «Я счастлив, сообщить тебе радостную новость – ты переживёшь всех своих родных!» Властелин был обрадован и щедро вознаградил толкователя. Придворные очень удивились: «Ведь ты сказал ему то же самое , что и твой нечастный предшественник!» На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но всё зависит от того, не что сказать, а как сказать».
С давних времён люди использовали сказки, притчи, мифы как воспитательное средство. Они передавали и закрепляли нравственные ценности, правила поведения. Собирательность образов. Неопределённость места действия и имени главного героя.
«В некотором царстве, в некотором государстве»… Нам как будто дают понять , что такая история могла произойти где угодно: может быть, за тридевять земель, а может быть, и совсем рядом. Это будет зависеть от того, насколько близко к себе нам захочется принять происходящее.
Определённое место действия психологически отдаляет ребёнка от событий, происходящих в сказке. Ребёнку сложно перенести себя в конкретное место, особенно если он там никогда не был. Детям легче перенести себя за тридевять земель, чем, скажем, в город Новосибирск
 Главный герой в сказке – собирательный образ. Имена главных героев повторяются из сказки в сказку: Иванушка, Алёнушка, Марья. Отсутствие жёсткой персонификации помогает ребёнку идентифицировать себя с главным героем. Это свойство сказок не ставит детской и взрослой фантазии, воображению никаких рамок и преград. Сказки – кладезь жизненного опыта и традиций. Многогранность и многоуровневость хранимой информации. Образность языка. Благодаря своей образности сказки легко запоминаются и после окончания психологического воздействия продолжают «жить» в повседневной жизни человека, помогая ему разбираться в ситуациях, принимать решения. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Жизненный выбор, любовь, ответственность, взаимопомощь, преодоление себя, борьба со злом – всё это «закодировано» в образах сказки. Например, часто в сказках главный герой оказывается на Распутье. Ему предлагают, как правило, три варианта дальнейших действий. В реальной жизни человек постоянно сталкивается с проблемой выбора: от простого – что выбрать из одежды, до глубинного – как жить дальше. На примере судеб сказочных героев мы можем проследить последствия того или иного жизненного выбора человека. Часто главный герой делает выбор, который, на первый взгляд, может показаться неразумным. Вместо того чтобы выбрать богатство или славу, он выбирает дорогу, внешне связанную с потерями. В конце сказки оказывается, что герой приобретает и богатство, и всё, что он изначально желал. А его более «умные» братья, выбравшие «альтернативные» пути, — теряют всё, что имели. Похоже, что сказка учит нас не «разумным», а каким-то другим критериям выбора. И наша интуиция может подсказать – каким? Читая сказку, мы бессознательно выносим наиболее важный для себя смысл. Со временем мы меняемся и ту же сказку понимаем совсем иначе. Благодаря многогранности смыслов, одна и та же сказка может помочь человеку в разные периоды жизни решать актуальные проблемы. На примере сказки «Колобок» 3-5-летний ребёнок может проследить последствия необдуманных, слишком скорых детских решений (ведь в этом возрасте начинается кризис «я сам», ребёнок старается обходиться без помощи родителей, идти по улице без руки взрослого, самостоятельно принимать пищу и пр.) С помощью той же сказки подросток, который исследует других людей и их реакции по отношению к себе, узнаёт, какие типы людей существуют и как можно вести себя с ними: как строить контакт с «Зайцами», «Медведями», «Колобками» и «Лисами». Взрослый человек, постигающий смысл происходящих вокруг него явлений, обратит внимание на причины и следствия поступков всех героев сказки, попробует поднять философскую подоплеку сказки о Колобке.
Часто дети просят своих родителей и воспитателей читать им одну и ту же сказку. Вероятно, эта сказка наиболее соответствует мировосприятию ребёнка в данный момент и помогает ему понять важные для себя вещи, «прожить» различные модели поведения. Б.Беттельхейм отмечает, что взрослый язык, логика непонятны ребёнку (так как у него наглядно-действенное мышление преобладает над абстрактно-логическим). Поэтому ответы на свои маленькие проблемы и вопросы ему легче найти в сказочных ситуациях и образах Признак настоящей сказки – хороший конец. Психологическая защищённость. Во многих сказках наблюдается чёткое разделение добра и зла. Ребёнок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А тот, кто проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе. Это даёт ребёнку чувство психологической защищённости. Что бы ни происходило в сказке, всё заканчивается хорошо. Оказывается, что испытания, выпавшие на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. Быть может, именно через сказку мы познаём подлинный смысл Добра и Зла. Если бы не было Драконов, Кощея, Чуда-Юда, герой не стал бы сильнее, не приобрёл бы новый опыт. Через осознание необходимости и важности испытаний мы учимся прощать своих врагов. Ведь известны случаи, когда дети после того, как Злодей уничтожен, грустят и просят придумать способ его оживления. Да ещё так, чтобы он стал хорошим. Действительно, для современных детей просто победить зло недостаточно – важен процесс перерождения, трансформации «плохого» героя. И тут ребята приобретают уникальный опыт самостоятельного разрешения труднейшей ситуации, сами выступают в роли волшебников. И самое главное, они «прочувствовали» то, что не учли взрослые, — хороший конец, это не просто физическое уничтожение зла (ведь на смену одному Дракону может прийти другой, и тогда, кто знает, хватит ли сил его победить), а положительная трансформация каждого героя. Оказывается, безопасен Дракон не поверженный, а перерождённый Ореол тайны и волшебства. Раскрытие потенциальности. Волшебная сказка – как живой организм – в ней всё дышит, в любой момент может ожить и заговорить, даже камень. Эта особенность сказки очень важна для развития психики ребёнка. Читая или слушая сказку, ребёнок «вживляется» в повествование. Он может идентифицировать себя не только с главным героем, но и с другими одушевлёнными персонажами. При этом развивается способность ребёнка децентрироваться, вставать на место другого, а также активизируется фантазия и интуиция. Всем известно, что только в сказке невозможное возможно. Здесь можно не бояться мечтать, строить образы будущего, желаемого. В сказке не работает привычная проблемная формула « Это у меня не получится», ибо все неудачи временны и случаются от того, что не все возможности ещё исследованы, не всё ещё познано. И не случайно психологический приём «Что бы вы сделали, если бы у вас была Волшебная палочка?» так эффективен. Обретая опыт решения проблем «сказочными» способами, ребёнок, подросток, взрослый переносит его на реальные ситуации.
Преимущества технологии «Сказкотерапия».
Через анализ придуманной ребенком сказки педагог получает информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях. Находясь не в обыденной, а в драматической реальности ребенок и педагог эмоционально защищены. Возрастает доверие. Дополняя, изменяя, обогащая сказку, ребенок преодолевает самоограничения и дополняет, изменяет и обогащает свою жизнь.
Обращаясь к сказкотерапии, педагог может использовать различные куклы, костюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности.
В процессе занятий ребенок накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.
Сказкой можно передать ребенку, родителям и педагогам новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.

Основные задачи технологии.

Способствовать социальной адаптации.
Формировать позитивную модель поведения в реальной жизни.
Способствовать развитию стремления к успеху, веры в свои силы.
Формировать положительные черты характера.
Развивать познавательный интерес.
Способствовать формированию положительных межличностных отношений.
Формировать эстетический вкус.
Обогащать положительный эмоциональный опыт.
Воспитывать патриотические качества, гражданскую позицию.
Сказкотерапия привлекательна тем, что имеет немного ограничений по сравнению с другими подходами. Так, например, у нее нет возрастных границ: в каждом возрасте своя сказка, легенда, басня, баллада, песня и т. д. Сказкотерапия применяется для разрешения самых разнообразных проблем: от трудностей в обучении до острых жизненных кризисов. Но, важно помнить, что в каждом случае свои комбинации, акценты.
Нельзя забывать о возрастных предпочтениях. Принято считать, что детям 3-5 лет более понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. С 5 лет ребенок может идентифицировать себя с человеческими персонажами. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что сказкотерапия является важной составляющей воспитательного процесса детей дошкольного возраста. Применение сказки в процессе воспитания детей дошкольного возраста не только возможно, но и необходимо в силу эффективности этого средства воспитания. Знакомство с культурой нации посредством фольклора, сказки несомненно оказывает воспитательный эффект. Сочинение собственных сказок развивает творческое воображение у детей дошкольного возраста. Анализ литературы по теме показал, что сказочные фантазии ребенка оказывают педагогическим усилиям педагогов действенную помощь; одновременно они делают возможным глубокое проникновение во внутреннюю жизнь ребенка, с учетом которой его сознательное поведение становится более понятным и благодаря этому доступным для воздействия. Разнообразие форм работы со сказками, а также многогранность смыслов одной и той же сказки создают идеальные условия для разработки и проведения мероприятий в образовательных учреждениях с использованием методов сказкотерапии. Взаимодействие педагогов ДОУ с детьми при помощи сказкотерапии проходит очень плодотворно и интересно.
Внедрение в практическую деятельность технологии «Сказкотерапия».
Основными задачами сказкотерапии на музыкальных занятиях можно назвать следующие:
— повышения внимания детей на занятиях;
— развитие эмоциональной отзывчивости;
— развитие воображения, фантазии, творческих способностей;
— приобщение детей к музыкальной культуре;
— совершенствование коммуникативных качеств.
Для решения этих задач используются следующие методы и приёмы:
Сказка, предваряющая слушание или пение.
Короткая красочная сказка предваряет прослушивание программного произведения, помогает заинтересовать детей, настроить на нужный лад.
Особый интерес у детей вызывает слушание музыки, которая иллюстрирует рассказ, сказку. Они помогают активному восприятию и усвоению детьми новых музыкальных произведений. Музыкальный репертуар, используемый в работе с детьми, должен удовлетворять одновременно двум требованиям – художественности и доступности. Музыка, сопровождающая сказку, должна быть несложной, и разнообразной по характеру, темпу, средствам, музыкальной выразительности. Обычно сказки сопровождают музыкой уже знакомой детям, иногда новой. Исполнение музыкального произведения должно быть высоко художественным, рассказывать и петь нужно обязательно на память, чтобы дети видели выражение лица исполнителя, и чтобы, в свою очередь, исполнитель видел лица детей и мог судить, какое впечатление производит на них рассказ, музыка. Перед началом слушания музыки по сказке хорошо сделать небольшое вступление, например: «Сейчас я вам расскажу про девочку Алёнку. Она не послушала маму, побежала в лес за белочкой, и вот что с ней потом случилось».Такая форма занятий очень увлекает детей. Песни и музыку через некоторое время нужно повторять. Когда дети хорошо усвоят и запомнят услышанное, можно провести концерт-загадку. Музыкальный руководитель говорит детям: «Я буду играть, а вы внимательно слушайте и постарайтесь отгадать, что я играю». Исполняется музыка, уже знакомая детям. После прослушивания музыки и песен дети охотно слушают сказку ещё раз.«Волшебные превращения»Этот вид психодинамических медитаций связан с движениями, перевоплощениями, с развитием различного вида чувствительности, получением двигательного опыта, моделированием ситуаций раннего детского опыта. А также этот вид медитаций направлен на общую энегргетизацию тела и связан с использованием телесноориентированных приёмов (перевоплощения, погружение в различные стихии, изображение растений, упражнения с тканью)
Танцевальные импровизации.
Танец – это телесное выражение различных эмоциональных состояний. Он раскрепощает и наполняет человека новой силой. Танцуя, ребёнок или взрослый начинает чувствовать своё тело и лучше владеть им. Музыкальный руководитель даёт детям различные эмоциональные и образные задания. Это позволяет детям отыгрывать подавленные негативные эмоции, более целостно прожить положительные состояния. Дети учатся владеть своим телом, становятся более свободными и уверенными в себе.
Ходьба с закрытыми глазами.
С помощью этого приёма можно решить две задачи:
— Развитие координации движений и «представления о «схеме тела»
— Усиление сказочного впечатления. Изменения в музыкальном зале происходят не на глазах у детей, и это усиливает сказочный эффект. Кроме того, это даёт возможность музыкальному руководителю или воспитателю незаметно поменять положение или внешний облик.
Использование здоровьесберегающих технологий (пальчиковые игры, игровой массаж).
Их можно объединять в небольшие сказки по одной или разным темам
Психогимнастика. Мимические и пантомимичекие этюды. Релаксация.
Это методы укрепления психологического здоровья детей.
Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. Основная цель — преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.
В психогимнастике придается большое значение общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья детей. В дошкольном возрасте внимание детей еще неустойчиво, дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, поэтому они нуждаются в частой смене заданий. В качестве своеобразного отдыха можно использовать подвижные игры, перемежая ими основные задания.
В ходе музыкального занятия разучиваются короткие этюды сказочного содержания («Лисичка и зайчик», «Медвежонок и пчелы» и др.)
Дети играют в подвижные игры с участием сказочных героев.
Словесное фантазирование по музыкальной композиции
Используется методика «Придумай сказку» (старшая, подготовительная группа). Детям даётся задание придумать сказку после прослушивания музыкального произведения (несколько предложений)
Музыкально-двигательные этюды
Основным приемом по музыкальному движению является образный
музыкально-двигательный этюд. Это воплощение в эмоционально окрашенных движениях под музыку какого-либо образа.
Музыкально-двигательные этюды — это маленькие мини-спектакли, которые
развивают не только музыкальность и воображение детей, но и способствует коррекции личности ребенка, ее раскрепощению.
Этюды дают возможность ребенку осознать себя, посмотреть на себя
со стороны, способствуют формированию самоконтроля, повышают уверенность в себе.
Основная цель этюда: услышать и воспроизвести в движениях настроение музыкального произведения. Исполняя этюды, дети учатся точно соотносить определенные движения с характером незнакомого музыкального произведения.
Музыка должна активизировать фантазию ребенка, побуждать к творчеству, использованию выразительных движений.
Если дети научились слушать музыку, вслушиваться в ее интонации, то они стараются передать характер музыки в движениях и у них получаются интересные образы.
В младшей группе дети могут исполнять простые этюды: прогулка по лесной полянке (гуляют, нюхают цветы, собирают листочки), танцевальный этюд с воображаемыми игрушками.
Дети средней и старшей групп слушают музыку, составляют образный рассказ.
Затем детям дается творческое задание, например: придти на реку, погреется на солнышке, побрызгаться водичкой, поплавать, поиграть в воображаемый мяч, радоваться.
Дети старшей и подготовительной групп могут изображать более сложные этюды с изображением различных эмоций, действуя в паре , например этюд «Звери готовятся к зиме»: довольные медведи катят бочки с медом, несут корзинки с малиной, пробуя на ходу, веселые белочки хвастаются шишками и орешками, трусливые зайчики прячут морковку, хитрая лиса ходит вокруг.Элементы этюдов находят свое место в праздничных инсценировках, спектаклях, играх хороводах.
Сказкотерапия и куклотерапия.
Сказкотерапия, включающая вышеперечисленные методы и приёмы, неразрывно связана
с куклотерапией. Используя эти технологии во время организации досуговой деятельности дошкольников, проведения праздников в ДОУ можно решить следующие задачи:
— коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
— релаксационную – снятие эмоционального напряжения;
— воспитательную – проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
— развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.)
— обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.
Всё это создаёт условия для развития личности ребёнка
Метод куклотерапии основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем (сказки, мультфильма и т.д.), он базируется на трех основных понятиях: «игра» — «кукла» — «кукольный театр». Игра является для ребенка тем же, чем речь – для взрослого. Это средство для выражения чувства, исследования отношений и самореализации. Детская игра полна смысла и важна для ребенка, так как через игру становятся доступными те области, где им трудно найти слова. Дети могут использовать игрушки для того, чтобы сказать, сделать то, что им самим неловко сделать, и выразить чувства, которые могут вызвать неодобрение окружающих. Таким образом, мир ребенка – это мир действия и деятельности, а куклотерапия, не смущая и не травмируя ребенка, дает возможность войти в этот мир и объединить собственные интересы ребенка с коррекционными задачами педагога.
В качестве основного приема коррекционного воздействия в куклотерапии используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Не каждый ребёнок обладает актёрским талантом для того, чтобы самому играть на сцене, поэтому для психологических целей используется постановка сказки с помощью кукол. Одевая на руку куклу, ребенок «передает» ей с радостью свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы. Именно в этом удивительном перевоплощении состоит основной принцип куклотерапии, принцип «переноса доминанты».
Сказочный сюжет на празднике позволяет ребёнку проявить творческие способности, показать свои возможности в игровой, танцевальной, музыкальной деятельности. Даже робкие, застенчивые дети, увлечённые действием, в непринуждённой обстановке игры полностью раскрываются. Важно стать для своих воспитанников настоящими сказочниками и помнить, что цель сказочника, по мнению К.Чуковского, — «воспитывать в ребёнке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу как свою» (Чуковский К.И. От двух до пяти.М.,1963.С.226) Сказкотерапевтические постановки не допускают «мучительного выучивания» ролей и длительных репетиций. Во главу угла ставиться идея ЭКСПРОМТА. Детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. Ценность его не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе. Сказки открывают ребёнку удивительный мир. Сила психотерапевтического и воспитательного воздействия сказки очевидна. Любовь детей к сказочным занятиям, отзывы педагогов и родителей о положительном влиянии на детей, позволяют сделать вывод об эффективности метода сказкотерапии. Это говорит о необходимости продолжать данную работу с целью формирования у детей положительного мировосприятия, адекватной самооценки, снижения уровня тревожности и агрессивности, выявления творческих способностей, способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации, веры в собственные интеллектуальные и физические силы.
Предполагаемые результаты реализации технологии.
• Повышение внимания на музыкальных занятиях.
• Повышение эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения.
• Обогащение информации о себе, о природе, об окружающем мире,
о социальных отношениях.
• Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей.
• Умение детей вести себя в различных ситуациях, применяя положительный опыт на примере поведения сказочных героев.
• Позитивное оптимистичное отношение к жизни.

Перспективный план музыкальной и досуговой деятельности с использованием сказкотерапии, позволяет проводить занятия, праздники и развлечения с детьми разных возрастных групп.
Сценарии для праздников и развлечений составлены с учётом возможностей конкретных детей.
Привлекаются родители к подбору материала для праздников для собственных детей, подбору реквизита, пошиву костюмов.
Положительная динамика результатов диагностики музыкальных способностей детей позволяет сделать выводы о благоприятном влиянии использования технологии «Сказкотерапия» на процесс музыкального воспитания.

Литература
Алексеенко, В. В. Играем в сказку: воспитание и развитие личности ребенка 2-7 лет / В. Алексеенко, Я. Лощинина. — Москва, 2008. — 220 с.
Буренина А.И. Театр всевозможного. Вып.1: От игры до спектакля – СПб., 2002
Вачков, И. В. Сказкотерапия : развитие самосознания через психологическую сказку / И. В. Вачков. — 2-е изд. — Москва, 2003. — 143 с.
Грабенко, Т. М. Зачем читать детям сказки. Колобок. Ружье и сердце / Т. М. Грабенко. — Санкт-Петербург, 2006. — 63 с. — (Технологии Института сказотерапии) (Серия «Мастерская Татьяны Грабенко»).
Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и восптания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. Рос.акад образования. – М.: Просвещение, 2009.
Доронова, Т. «Что за прелесть эти сказки! » / Татьяна Доронова // Обруч: образование, ребенок, ученик. — 2010. — N 3. — С. 5-7.
Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Путь к волшебству : (теория и практика сказкотерапии) : книга для заботливых ищущих родителей, психологов, педагогов, дефектологов и методистов / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева ; худож. Р. И. Шустров ; ред. Г. А. Седова. — Санкт-Петербург, 1998. – 349 с. — (Ребенок и взрослый 21 века).
Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Сказки для мальчиков и девочек / Татьяна Зинкевич-Евстигнеева // Обруч: образование, ребенок, ученик. — 2006. — N 6. — С. 13-16.
Киселёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. –Речь, СПб, 2006
Кутовая М.С. Сказки от слёз. Бережём нервы родителей. – Речь, СПб., 2007
«Наша новая школа» национальная образовательная инициатива (04.02.2010)
Ткач, Р. М. Сказкотерапия детских проблем / Р. М. Ткач. — Санкт-Петербург ; 2008. — 117 с.
Шорохова, О. А. Играем в сказку : сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников / О. А. Шорохова. — Москва, 2007. — 207 с. — (Программа развития).
Федеральный Закон от 29.12.12 №273 – Ф3 «Об образовании в Российской Федерации




екст

Музыкальное настроение

 

 

 

    наступает праздничное настроение

 

 

Общероссийский рейтинг-2017

Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов

 

 

Музыкальные шутки

Внимание!Персональные данные участников публикуются на сайте проекта с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных». Документы (Соглашения об обработке персональных данных) хранятся в МБУ детском саду № 196 «Маячок» городского округа Тольятти. Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности»>>>.

Внимание!Персональные данные участников публикуются на сайте проекта с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных». Документы (Соглашения об обработке персональных данных) хранятся в МБУ детском саду № 196 «Маячок» городского округа Тольятти. Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности»>>>.