Коллегам

Интеграции коррекционных задач в музыкальное воспитание детей с нарушением речи

(из опыта работы).

Автор: музыкальный руководитель
Плиговка Виктория Петровна.

улыбающийся малыш

      В последние годы отмечается значительный рост количества детей с проблемами речи, недоразвитием психических функций и процессов, с серьёзными отклонениями в здоровье. У таких детей нарушены все компоненты речевой деятельности языка: моторика, психологическая база речи, просодика, дыхание, фонетико-фонематические, лексические, грамматические операции, связная речь.Перед музыкальными руководителями логопедического сада стоит проблема соединения коррекционных задач с задачами музыкального воспитания.

        Сложная структура нарушений при общем недоразвитии речи определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы всех специалистов работающих в логопедическом детском саду. Успех коррекционно-оздоровительной работы с детьми с речевой патологией во многом зависит от слаженности и преемственности в работе всего медико-психолого-педагогического коллектива.

          Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов необходимо правильное распределение обязанностей специалистов. Многие коррекционные задачи решаются специалистами совместно. Вместе с тем, необходимо чётко определить и разграничить их функции, чтобы исключить возможность дублирования занятий.

           Ведущая роль в организации и проведении коррекционной работы принадлежит учителю-логопеду. Его задача провести коррекцию общего недоразвития речи, обучить детей языковым и речевым знаниям и навыкам. Работая в тесной взаимосвязи с учителем-логопедом, перед музыкальным руководителем встаёт задача оказания помощи в формировании базы для развития языковых компонентов речевой системы.

          В процессе работы я нашла решение этой проблемы через перспективное планирование музыкального воспитания.

           Основными направлениями работы музыкального руководителя логопедического сада являются не только формирование певческого дыхания, но и речевого.Работая над общей моторикой, я согласовываю музыкальное движение и речь детей. Получив, понятия о темпе, тембре и силе голоса у детей развиваются просодические компоненты речи. Развитие звуковысотного, тембрового, динамического и диатонического слуха дает возможность формирования фонематического восприятия. Особенно актуальным стало развитие коммуникативных навыков и умений детей.

           Для результативности музыкального воспитания детей с нарушением речи задачи музыкального воспитания подчинены лексическим темам, этим расширяя спектр форм музыкальной деятельности детей на занятии. Используя специфические средства и приёмы коррекционной педагогики, музыкальный руководитель решает задачи музыкального воспитания детей с нарушением речи.

          Игры на развитие просодических компонентов речи дают возможность обучению детей интонационной выразительности в речи и пении, нормализации мимики лица, развитии чувство ритма, дают понятия о темпе, тембре и силе голоса.

          Игры на развитие звуковысотного, тембрового и диатонического слуха, развивают способности узнавать и различать речевые неречевые звуки, формируют фонетическое восприятие.

          Игры на формирование коммуникативных умений и навыков способствуют развитию творческой активности ребёнка. Предлагаемые музыкально-дидактические игры выстроенные в целостную систему, которая представлена в виде перспективного планирования по каждой возрастной группе.

          Практическая значимость предлагаемой системы работы заключается в том, что в ней определены содержание и основные направления деятельности педагога и детей в рамках реализации музыкального воспитания в логопедической группе через применение музыкально-дидактических игр. Разработанная система игр синтезирует в себе методики традиционного и инновационного подходов к музыкальному воспитанию с методиками коррекционно-развивающего обучения.

          Об эффективности работы можно судить по результатам диагностичесого обследования музыкального развития дошкольников и коррекции речи детей в разделах фонематического восприятие и звукопроизношение.

          Практика использования данных игр даёт основание рекомендовать их для применения музыкальным руководителям, как коррекционном детском саду, так и учреждениях общеразвивающего вида.