Кластерное взаимодействие музыкального руководителя и учителя логопеда в коррекционно-образовательном процессе

Из опыта работы музыкального руководителя коррекционного детского сада

Кластерное взаимодействие музыкального руководителя и  учителя логопеда в коррекционно-образовательном процессе

Составил:  Плиговка Виктория Петровна, музыкальный руководитель

Работа с детьми с нарушением речи требует особых психолого-педагогических подходов, методов и приемов. Музыкальный репертуар, речевой материал, музыкально-ритмические движения и игры подбираются с учетом индивидуальных особенностей детей и в тесном взаимодействии с учителем-логопедом каждой возрастной группы.

Особую роль в музыкальном развитии детей с нарушением речи играют логоритмические занятия.

Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям: коррекционно-развивающее; информационно-консультативное.

Осуществляя свою работу и логопед, и музыкальный руководитель должны учитывать: структуру речевого нарушения; осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности; закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях; всесторонне развивать личность дошкольника.

И учитель-логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.

Принципы построения совместных занятий:

  • Занятия строятся на основе общих положений коррекционно- педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии.
  • Занятия проводятся систематически т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.
  • Принцип всестороннего воздействия.
  • Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.
  • Принцип наглядности.
  • Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.

Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы. Это - оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционные задачи.

Оздоровительные Образовательно-воспитательные Коррекционные
Укреплять костномышечный аппарат.
Развивать дыхание.
Развивать координацию движений и моторные функции.
Формировать правильную осанку

Воспитывать и развивать
чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.
Формировать способность восприятия музыкальных образов.
Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.
Развивать речевое дыхание.
Развивать артикуляционный аппарат.
Формировать просодические компоненты речи.
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать грамматический строй и связную

При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:
Учитель-логопед:

  • постановка диафрагмально-речевого дыхания;
  • укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
  • формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
  • коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
  • развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
  • совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
  • обучение умению связно выражать свои мысли;
  • обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;
  • развитие психологической базы речи;
  • совершенствование мелкой моторики;
  • логопедизация занятий и режимных моментов.

Музыкальный руководитель:

  • развитие слухового внимания и слуховой памяти;
  • оптико-пространственных представлений;
  • зрительной ориентировки на собеседника;
  • координации движений;
  • умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок;
  • формирование темпа и ритма дыхания и речи;
  • просодики;
  • рафонематического слуха.

Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.

Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя с учителями-логопедами.

  1. План взаимодействия учителей-логопедов с музыкальным руководителем на учебный год.
  2. Журнал взаимодействия.
  3. Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара.
  4. Участие учителей-логопедов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.
  5. Составление картотек речевых игр, игр со словом и т.д.
  6. Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т.д. для профилактики нарушений речи.
  7. Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, подговорок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.

Список рекомендуемой литературы по теме:

  1. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением, комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи – СПб., 1999.
  2. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика – М., 1997.
  3. Волкова Г.А. Логорпедическая ритмика – М., 1985.
  4. Литвинова М.Ф.Русские народные подвижные игры – М., 1996.
  5. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение – СПб., 1997.
  6. Дурова Н.В. Фонематика – М., 2002.
  7. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ – М., 2006.
  8. Крупа-Шушарина С.В. Логопедические песенки – Ростов-на-Дону, 2010.
  9. Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки – СПб., 2005.
  10. Лукина Л.А., Сарычева И.Ф. Конспекты логоритмических занятий с детьми младшего возраста – СПб., 2008.
  11. Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. Выпуски 1-4 – Москва, 2000.
  12. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми от 2-6 лет (3 книги) – Москва, 2007.
  13. Воронова А.Е Логоритмика в речевых группах ДОУ – Москва, 2006.
  14. Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры – М., 2001.
  15. Рычкова Н.А Логопедическая ритмика – М., 2000.
  16. Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду – Ярославль, 2006.
  17. Гудимов В.П., Лусинян А.А., Ананьева О.П. Поющая азбука – М., 1998.
  18. Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» – Волгоград, 2010.

 

Музыкальное настроение

 

этот  праздник   со слезами  на глазах.....

                  

 

 

Общероссийский рейтинг-2017

Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов

 

 

Музыкальные шутки

Внимание!Персональные данные участников публикуются на сайте проекта с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных». Документы (Соглашения об обработке персональных данных) хранятся в МБУ детском саду № 196 «Маячок» городского округа Тольятти. Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности»>>>.