Сценарии
Коспекты занятий
Видеозал
Музыкальная карусель
Кластерное взаимодействие музыкального руководителя и учителя логопеда в коррекционно-образовательном процессе
- Категория: Коллегам
- Обновлено 15.05.2017 16:54
- Создано 15.05.2017 16:36
- Автор: editor
- Просмотров: 3271
Из опыта работы музыкального руководителя коррекционного детского сада
Кластерное взаимодействие музыкального руководителя и учителя логопеда в коррекционно-образовательном процессе
Составил: Плиговка Виктория Петровна, музыкальный руководитель
Работа с детьми с нарушением речи требует особых психолого-педагогических подходов, методов и приемов. Музыкальный репертуар, речевой материал, музыкально-ритмические движения и игры подбираются с учетом индивидуальных особенностей детей и в тесном взаимодействии с учителем-логопедом каждой возрастной группы.
Особую роль в музыкальном развитии детей с нарушением речи играют логоритмические занятия.
Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.
Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям: коррекционно-развивающее; информационно-консультативное.
Осуществляя свою работу и логопед, и музыкальный руководитель должны учитывать: структуру речевого нарушения; осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности; закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях; всесторонне развивать личность дошкольника.
И учитель-логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.
Принципы построения совместных занятий:
- Занятия строятся на основе общих положений коррекционно- педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии.
- Занятия проводятся систематически т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.
- Принцип всестороннего воздействия.
- Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.
- Принцип наглядности.
- Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.
Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы. Это - оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционные задачи.
Оздоровительные | Образовательно-воспитательные | Коррекционные |
Укреплять костномышечный аппарат. Развивать дыхание. Развивать координацию движений и моторные функции. Формировать правильную осанку |
Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность. Формировать способность восприятия музыкальных образов. Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма. |
Развивать речевое дыхание. Развивать артикуляционный аппарат. Формировать просодические компоненты речи. Развивать фонематическое восприятие. Развивать грамматический строй и связную |
При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:
Учитель-логопед:
- постановка диафрагмально-речевого дыхания;
- укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
- формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
- коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
- развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
- совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
- обучение умению связно выражать свои мысли;
- обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;
- развитие психологической базы речи;
- совершенствование мелкой моторики;
- логопедизация занятий и режимных моментов.
Музыкальный руководитель:
- развитие слухового внимания и слуховой памяти;
- оптико-пространственных представлений;
- зрительной ориентировки на собеседника;
- координации движений;
- умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок;
- формирование темпа и ритма дыхания и речи;
- просодики;
- рафонематического слуха.
Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.
Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя с учителями-логопедами.
- План взаимодействия учителей-логопедов с музыкальным руководителем на учебный год.
- Журнал взаимодействия.
- Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара.
- Участие учителей-логопедов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.
- Составление картотек речевых игр, игр со словом и т.д.
- Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т.д. для профилактики нарушений речи.
- Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, подговорок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.
Список рекомендуемой литературы по теме:
- Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением, комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи – СПб., 1999.
- Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика – М., 1997.
- Волкова Г.А. Логорпедическая ритмика – М., 1985.
- Литвинова М.Ф.Русские народные подвижные игры – М., 1996.
- Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение – СПб., 1997.
- Дурова Н.В. Фонематика – М., 2002.
- Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ – М., 2006.
- Крупа-Шушарина С.В. Логопедические песенки – Ростов-на-Дону, 2010.
- Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки – СПб., 2005.
- Лукина Л.А., Сарычева И.Ф. Конспекты логоритмических занятий с детьми младшего возраста – СПб., 2008.
- Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. Выпуски 1-4 – Москва, 2000.
- Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми от 2-6 лет (3 книги) – Москва, 2007.
- Воронова А.Е Логоритмика в речевых группах ДОУ – Москва, 2006.
- Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры – М., 2001.
- Рычкова Н.А Логопедическая ритмика – М., 2000.
- Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду – Ярославль, 2006.
- Гудимов В.П., Лусинян А.А., Ананьева О.П. Поющая азбука – М., 1998.
- Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» – Волгоград, 2010.